В пятую неделю Великого поста прп. Марии Египетской

Вo имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Как-то раз известному афонскому старцу Паисию задали вопрос: "Что может изменить волю Божию?" На это он ответил, что волю Божию изменяет покаяние. В древности существовал город Ниневия, жители которого страшно грешили. Когда Господь решил истребить этот город, Он послал туда пророка Иону с вестью о Своем решении. Услышав это, жители перестали грешить, покаялись и наложили строгий пост не только на себя, но даже и на скот. Видя это покаяние, Бог изменяет Свое определение и милует этот город.

 Покаяние – поистине чудесный и безценый дар Божий людям, благодаря которому мы имеем наследовать Царство Небесное. Но как воспользоваться этим даром? Достаточно ли только сказать "Я каюсь"? Евангелие и святые отцы учат, что необходимо принести плоды покаяния. Прежде всего они заключаются в изменении себя. Например: был человек блудником – стал целомудренным, был сребролюбив – стал нестяжателен, был лжецом – стал правдолюбцем. Все в мире имеет свое назначение, свою цель. Всякое дерево имеет ценность, когда приносит плод. Так и от человека Бог ждет плодов. Иначе, по Его слову, всякое дерево, которое не приносит плода, бывает посекаемо и в огонь вметаемо.

 Яркий пример того, как человек может принести покаянные плоды, явила прп. Мария Египетская, память которой сегодня совершает святая Церковь. До своего обращения к Богу она была великой грешницей – блудницей. Она дошла до того, что даже перестала брать деньги за свое ремесло. Как прп. Мария стала грешницей – мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: когда она пришла в храм поклониться Честному Древу Креста Господня, то почувствовала, что какая-то сила препятствует ей войти внутрь храма. Этого было достаточно, чтобы она осознала,что все прошлое темно и грязно и что выйти из этого можно только одним путем – сбросить с себя все зло и начать новую жизнь. Преподобная оставляет все и удаляется в знойную пустыню, где более 30 лет проводит в голоде, жажде, одиночестве без жилища под открытым небом. За эти годы ее одежда истлела, а по телу в ней невозможно было узнать женщину. И эти плоды покаяния вознесли прп. Марию из самих глубин зла на вершины святости так, что она во время молитвы поднималась на воздух, переходила речку по воде и имела дар прозорливости.

 Вернемся теперь к нашему апостасийному времени. По сегодняшним меркам прп. Мария была-бы очень даже современной, нормальной женщиной. Однако если раньше такое поведение порицалось, то теперь этим позором хвалятся и всюду его пропагандируют. В нашей стране делается все, чтобы превратить всю молодежь в Марий Египетских с одним только отличием – мало кто из них принесет покаяние. И если этих детей почему-то не убили, то многие из них вырастут пьяницами, ворами, убийцами, проститутками, наркоманами и садистами.

 И причина всему этому не в наших детях. И даже не в том, что нам все равно что они смотрят по телевизору, что читают в своих журналах, чем занимаются на дискотеках, вечеринках и на улице. Причина в том, что их родители в свое время не посеяли в их душах семена добра потому, что сами их не имели; в том, что не смогли им указать путь к Богу, потому что сами его не знали и не шли по нему. А душа как известно незанятой не бывает. И если в ней не живет добро – по необходимости поселяется зло. И наше счастье, если эти дети когда-нибудь сами захотят найти путь к Богу, но прежде они наделают много ошибок и потерпят много горя и страданий в своей жизни. Не будем же искать причину своих бедствий и несчастий в наших правителях, в дьяволе, в других людях и тем более в Боге. Самый Большой враг человеку – он сам. Найдем в себе силы увидеть эту причину в самих себе, в нашей греховной жизни.

 Пусть образ преподобной матери нашей Марии будет для нас не только новым вдозновением. Новой надеждой, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Пусть пример жизни прп. Марии всегда напоминает нам, что для самого великого грешника есть возможность стать святым. Покаянием открываются двери Царства Небесного для каждого из нас. Давайте же пользоваться этим великим даром чтобы сподобиться вечного блаженства молитвами прп. Марии Египетской и всех святых. Аминь.

Евгений Калинка

ДРУГИЕ ПРОПОВЕДИ

Святые отцы о спасении

Святой Симеон Новый Богослов, после высоких видений и откровений, всегда пересчитывал грехи свои, не только делом совершенные, но и в мысли бывшие, говоря так: я грешник в том-то произволением, я грешник окаянный в том-то волею, и подобное.

Преподобный Амвросий Оптинский