Дом Божий
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"«Не войду в шатер дома моего,не
взойду на ложе мое, не дам сна
очам моим и веждам моим дре-
мания доколе не найду места Го-
споду, жилище Богу Израилеву»
(Пс.131,3-5)
В этих словах пророк и псалмопевец Давид исповедует Богу, что ему не будет покоя ни в чем из его земных благ до тех пор, пока он не найдет «место Господу», т.е. не увидит построенного храма Божиего.
В свое время Господь, желая установить завет Свой с человеком, повелел Моисею соорудить скинию для общения со своим народом и сказал: «Устройте Мне святилище и буду обитать посреди их» (Исх.25,8). После того, как Моисей, по пове-лению Господню, завершил всё необходимое по строению скинии и помазал Ааро-на и сынов его в священство, и когда они вошли в новосооруженную скинию, то «Облако покрыло скинию собрания и слава Господня наполнила скинию» (Исх.40,34). Чем выразилось особое благоволение Божие к этому месту. Так Господь вначале через особое святилище—скинию Завета, а впоследствии через величестве-нный храм Соломонов благодатно окормлял Свой народ до времени пришествия в мир Мессиии—Иисуса Христа.
Когда же настало время исполнения великого обетования—явления в мир Сына Божия, то Господь наш Иисус Христос устанавливает Новый Завет между творцом и человеком утвержденный Его честною кровию. При этом Он заверяет, что этот Завет неизменный и вечный такими словами: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16.18). И в силу этого завета Церковь Христова полнотой низпосланых ей даров Святого Духа, действующего в храмах Божиих, материнской заботой способствует своим верным чадам духовно совершенствоваться в заповедях Божиих.
Святой Иоанн Златоуст в своих поучениях об исключительном значении Церкви учит: «Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохранение радости радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих… Молитва Церкви так сильна, что если бы мы были безгласнее камней, она сделала бы наш язык легче пера"
Зовом Своей Святой Церкви Господь призывает всех выйти из подчинения власти греха и избрать путь ведущий к святости. Поэтому, приходя в храм, нужно не только слушать глас Божий, но и отвечать на него подвигом своей жизни. Нужно заботиться не только об украшении внешнего, вещественного храма, но и своего внутреннего, о чем и святой апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм— вы» (1Кор.3,16-17). К этому внутреннему обновлению нас призывают и различные занятия человека, как, например, наука, искусство, его жилье, одежда и вообще весь образ его жизни. Ведь мы во всем видим изменение, улучшение и обновление. Одно только сердце человека большею частью остается таким же ветхим, с такими же недостатками, какие давно уже замечаемы были в нем, а иногда, к несчастью, и от самих этих внешних обновлений оно еще более ветшает.
Но что же должно обновлять в нас, созданных по образу и подобию Божию? Ответ на этот нам нужно искать не в прельщенных страстями человеков, но в Церкви, у Самого Зиждителя нашего храма, Который Сам устроил его и знает ,что в нем требует исправления. И по Его то указаниям мы должны спасаться, дабы не случилось всецелого и ужасного разрушения над нашим живым храмом. При этом нужно надеяться не на свои силы, а полагаться на Бога, как и пророк Давид говорит: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс.126,1). Ведь тщетными окажутся все наши труды если Сам Господь не благоволит снизойти к окаянной нашей душе.
И для обновления нашего назначается не определенное какое-либо время, но целая жизнь. А отлагаемое время со дня на день только умножает ветхость и затрудняет обновление. И блажен тот, кто успеет начать новую жизнь во Христе. Но горе тому, кто с возрастанием в летах не возрастает духовно, кто с приближением смерти не оживает, а еще более умирает во грехах. Такие люди воскреснут, но не для оправдания и жизни с Богом, а для вечного осуждения.
Также и учащимся в этом духовном заведении, которые готовятся быть посредниками обновления других, нужно не только обновлять свой ум познаниями, но стараться вместе обновлять и сердце благочестием и как пишет Евангелист Лука: «Преуспевать премудростию, и возрастом, и благодатию у Бога и человек» (Лук.2,52). Ведь насколько безрозсудно обновлять только внешность наших домов, а внутри не делать никаких ремонтов, настолько безрозсудно постоянно обновлять себя познаниями, нисколько при этом не заботясь об изменении ветхого образа нашей жизни. И будем помнить, что и в наших юных летах можно быть ветхим человеком, требующим неотлагаемого обновления.
Поэтому, дорогие братья и сестры, как пришли мы сегодня в этот храм, в день его освящения, также будем спешить в эту душевную врачебницу и в другие дни с надеждою, что заступлением Пресвятой Богородицы и молитвами преподобных отцов наших Иова и Амфилохия, в честь которых и освящен наш храм, произойдет и снами грешными такая же перемена, какая произошла с препедобною Мариею Египетскою. Аминь.
Кирейчук Юрий
ДРУГИЕ ПРОПОВЕДИ
|
Святые отцы о спасении
Терпел тебя доселе Бог, видя твои беззаконные дела; но впредь стерпит ли, неизвестно. Святитель Тихон Задонский Одним тем и непременно следует вечное осуждение с диаволом во аде, которые не хотят каяться и от грехов отставать; а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божия отверсты. Святитель Тихон Задонский |