Проповедь на Стретение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшний день все мы дорогие братия и сестры, с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы снова благодарим Богу за Его великую милость. Исполнилось предсказание пророков – к людям пришёл Тот, Которого ждали поколения праведников, лишённых Райских обитель после грехопадения прародителей. Пришел именно Тот которого ждало все человечество – пришел Господь. Этот праздник имеет название Стретения, потому что, что в то время праведный старец Симеон, который жил во всем известном городе Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме Младенца Христа с Его Пречистой Матерью..
Как благовествует святой Апостол и Евангелист Лука по прошествии сорока дней после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим к храму Божию, принеся сорокадневного Младенца Христа. Согласно Моисеевом закону, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев мужеского пола на сороковой день после рождения. При этом полагалось также в благодарность Богу принести жертву. Исполняя этот ветхозаветный закон, хоть в исполнении его они не нуждались Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, а также для принесения жертвы взяли двух птенцов голубиных. В то время был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, до того времени пока не увидит Христа.
В этот день по внушению Духа Святого старец Симеон приходит в Иерусалимский храм. По преданию, он является одним из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птоломей II поручил переводить Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. И в тот момент ангел Господень останавливает руку святого Симеона и уверяет его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил около 360 лет. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
В этого евангельского повествования мы видим, какое величественное события совершается в сегоднейший день. Сегодняшнее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей земной жизни.
Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но потому, что он в сердце своем носил Христа. Поэтому не одному только старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и каждый из нас может иметь такое достоинство. Аще кто любит Мя, — сказал Господь, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). А в другом еще месте Господь говорить: Се, стою у дверей и стучу: Кто же услышит голос Мой и отверзет мне двери, войду к нему и вечерю с ним сотворю, и той со Мною (Откр. 3, 20).
Из этого видим, чтобы восприняли и мы это высокое достоинство, нам требуется только одно — любить Христа и соблюдать Его святые заповеди и не закрывать сердца своего грехами и страстями, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби.
Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? Прежде всего, он был человеком праведным, также он жил согласно закону Божию и ожидаемого Спасителя мира носил в сердце прежде, нежели он примет Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой радостной песни. Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Вспомним, как иудеи прикасались ко Христу, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.
Будем же, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при приставлении своем из этой временной жизни к жизни неисчерпаемой, вечной от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Аминь.
Мусиенко Антоний