О значении человеческого сердца
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш дьявол ходит,
как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр. 5,8).
В сегодняшнем Евангелии мы слышали рассказ о том, как Спаситель освободил от тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть не один злой дух, а целый легион. То, что произошло в стране Гадаринской должно послужить нам нынешним уроком и предостережением.
Но поглотить, то есть лишить общения с Богом и присвоить человека себе, сделать своею добычею, он может только тогда, когда человек не вооружается против него или даже сам привлекает его к себе злыми помыслами и беззаконными богопротивными делами. И приступая к жизни по заповедям Христовым мы должны, прежде всего, очистить себя от всякой греховной скверны, ибо каждый из нас подвержен своего рода одержимостью. Существуют поступки, которые считаются у нас самыми обыкновенными, ни в ком особых тревог и волнений не вызывают, но которые, тем не менее, связаны с деятельностью злого духа. Это вспышки самых разнообразных страстей.
Ведь что такое одержимость, как не рабство страстям. Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык свой от осуждения ближних, разве не прислужник духа злословия? А в каком плену держит людей рабство пьянства? Какой звериный облик придает нам одержимость гневом и яростью?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет об этом так: "Но есть братия, другой вид беснующихся – это люди злые, раздражительные и гневливые". Есть беснование скупых, жадных к деньгам, чьи сердца ожесточились в панцире равнодушия. И хотя у них сокровищницы переполнены, они не хотят ни с кем делиться даже копейкой и не считают это грехом. На место Бога они ставят свое богатство, одному себе такой человек говорит: "Ежь, пей веселись" (Лк. 12, 20).
Где сейчас беснующиеся? Они теперь в городах, и в деревнях, во всех слоях общества и народа, среди богатых и бедных, между учеными и неучами, в подвалах и роскошных палатах, не только на улицах и площадях, но даже и в книгах, картинках и во всякой печати. Если мы раскроем газеты, то увидим в них целые столбцы сообщений о страшных преступлениях, убийствах и грабежах, совершенных в припадках злобы, мести и заблуждения. Не мы ли все являемся свидетелями того великого падения нравственной жизни человека, когда разрушается семейная жизнь, когда дети восстают на своих родителей – поруганием всего того, что всегда считалось у христиан священным.
Во святом Евангелии человеку повелевается жить внимательно, чтобы он следил за собой, не оставлял свое сердце безблагодатным. Потому, что враг дьявол ищет жертву, стремится войти в те сердца, которые свободны, греховны и через это представляются убежищами для злых духов. А когда нечистый дух выходит из человека, проходит по безводным местам, ища покоя и не обретая, говорит: "Возвращусь в дом свой (в того же человека) откуда вышел, и пришед, находит его выметенным и убранным (т.е. свободным, нерозкаянным, безблагодатным). Тогда идет и возьмет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедше, живут там и бывает человеку тому последнее горше первого". Сердце человека не может быть пустым. Это нам свидетельствует не только откровение Божие, но и каждый человек это сам ощущает, когда стремится наполнить свое сердце различными чувствами, и в особенности это проявляется в любви к своим ближним и друзьям. Но Великий Божественный Закон совершен и требует, чтобы все люди, рожденные духовно Духом Божиим, имеющие своим отцом Отца Небесного, любили Его прежде и больше всех. Сначала этому препятствовало грехопадение человека. Тогда Отец Небесный предал за человечество Сына Своего Единородного Господа нашего Иисуса Христа. Который пострадал до крестной смерти и основал для спасения освящение и укрепления человечества Церковь Свою и таинство. Совершилось все это только по беспредельному желанию Божьему жить в сердцах человеческих. Но человек, одаренный свободной волей, противится такому возрождению, счастью, благополучию и греховными навыками, преступными страстями изгоняет Господа из своего сердца.
Только когда человек борется со своими страстями, освящается молитвою, таинствами покаяния и причащения, приближается к его сердцу благодать и снова входит в него. Но когда человек остается нераскаянным, неосвященным, несоединенным со Христом, то к нему приближается злой дух. У каждого из нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. Это благоговейное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа. "Именем Моим бесы ижденут", - сказал сам Спаситель (Мк. 16, 17). Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. "Бей супостатов Иисусовым именем, ибо нет против них более сильного оружия ни на небе, ни на земле", - увещевает нас преподобный Иоанн Лествичник.
Надежной защитой является крестное знамение. Один из великих святителей заповедовал: "Если ты изобразишь на себе крест с великой верой, не сможет приблизиться к тебе ни один из нечистых духов, видя тот меч, от которого получил смертельную рану".Третье средство против дьявола есть боголюбезная добродетель смирения. Преподобный Зосима Палестинский сказал: "Если дьявол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовом".
Особым оружием против бесов является благоговейное чтение Слова Божьего, особенно Евангелия и Псалтыри. Благоговейное и молитвенное чтение Св. Евангелия, по учению святых отцов, приравнивается к Иисусовой молитве. А святитель Иоанн Златоуст говорит: "Лучше, чтобы солнце перестало светить, чем оставить чтение Псалтыри". Но что же сделали гадаринцы после того, как Господь исцелил болящего, тяжко страждущего их соплеменника, и они увидели его здоровым, сидящим у ног Иисусовых? Возблагодарили ли Господа? Последовали ли за Ним? Нет! Весь народ стал просить Иисуса удалиться из их страны. Жалко им стало своих свиней, гибель которых уменьшила их достаток. На них нашел страх и опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа в этой местности не принесло им новых убытков.
Чудо, совершенное Господом, было призывом к духовному перерождению, к изменению образа жизни под знаком святой веры. Гадаринцы убоялись этого, не понимая, что воистину ужасным было не нашествие легиона тьмы нечистых духов. Всемогущий Господь властен разметать их одним мановением. Ужасно прискорбная теплохладность гадаринцев в деле спасения. Господь зримо ступил на их землю, а они медлили с благодарностью припасть к Его ногам и попросить Его благодатной помощи. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек боится допустить Господа войти в его душу, боится начать жить по вере и заповедям Господним. Жители Гадары возлюбили своих свиней – земные блага, и просили Господа отойти. Да не будет этого с нами. Да возлюбим Господа всем сердцем, всею душою, всем помышлением. От каждого из нас завысит привести свое сердце в должное состояние, чтобы оно стало способным принять учение Христа и жить по евангельски. Приступим же к Господу, усердно моля Его, да дарует нам благодать разума всей душой Его возлюбить. Аминь!
Шульга Михаил