Проповедь в день Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Во имя Отца Сына и Святого Духа.
Со всей полнотой церковной отцы, братья и сестры мы празднуем Крещение Господне, или по другому Богоявление. Потому что во время Крещения нашего Спасителя явилась Святая Троица, и Евангелие, которое читалось во время сегодняшнего Богослужения, нам об этом рассказывает, что Иоанн Предтеча видя чистоту и Сына Божия перед собой говорит: «Мне нужно от Тебя крестится», потому что все кто приходил к Иоанну крестилися в покаянии в оставлении грехов. Сын Божий не нуждался как безгрешный в таком Крещении. Но Спаситель сказал Иоанну Предтече: «Оставь ныне, нам подобает исполнить всякую правду», и когда Спаситель вошел в воды Иордана, то в виде голубя снизшел Дух Святый – третье лицо Святой Троицы, Сын Божий – второе лицо Святой Троицы стоял в Иордане, и голос Бога Отца с неба: «Сей есть Сын мой Возлюбленный, в котором мое благоволение». Так была явленна Святая Троица в день Крещения. Явился Бог для человека. Святитель Григорий Палама когда рассуждает на это великое событие говорит: «что смысл всего творение, смысл творения мира и человека заключался в том чтобы произошло это событие когда разверзлись небеса и явилась Святая Троица и небо соединилось с землей, в этом замысел Творца и Бога нашего, чтобы сотворив человека и весь видимый мир соединить все в Боге». И в нынешний день это произошло, но всем нам братья и сестры известно, что усвоение благодатных даров, которые Бог дает постоянно человеку происходит через определенное состояние человека. Святые отцы говорят, что покаяние нужно человеку до его крещения, покаяние нужно во время крещения и покаяние нужно человеку после крещения. И вот Сын Божий крестившись в Иордане, когда явилась Святая Троица, было освящено в одно естество. Вода обычная имеет свойства очищать нечистоту телесную, но Бог через свое действие силы Божественной на воду, сделал, так что вода может стать очистительной силой для души, очищать скверну нашей души. Это опять величайшая милость Божия для всех нас и все мы, которые крестились, в большинстве, в младенчестве, получили это очищение воды и духа в таинстве Крещение, и та сила которую мы получили в Крещении очистительная, она действует во всяком человеке, но грех это то состояние которое удаляет из души человеческой чистоту, которую христианин получил во время крещения. Поэтому все мы нуждаемся в покаянии. Святитель Григорий Палама делает такое сравнение, что как во время таинства на Тайной Вечери под видом хлеба и вина до принесения бескровной жертвы уже было предложено Тело и Кровь Господни.
Действие силы Божией таково, что иногда до совершения самой великой тайны совершается эта тайна. Точно также, говорит святитель Григорий Палама, произошло и во время Крещения нашего Господа. Господь вошел в воды Иорданские и это был образ Его погребения, и вышел из воды – образ Воскресения Христово. Это тайнодействие дано нам христианам во время крещения троекратного, когда нас крестят в младенчестве, нас погружают в смерть Господа Иисуса Христа, погружают, чтоб мы умерли для греха, и когда возводят из купели – это образ и действие Воскресения Христово, а все это совершилось для спасения рода человеческого.
Мы в настоящее время можем слышать, когда люди восхищаются, что благодаря науке летают спутники в космос и удивляются тому, как премудро сотворен мир. У Преподобного Силуана Афонского есть такое замечание: «Что удивительного в том что мы познаем и изучаем то что сотворил Бог, удивительно другое, что Бог творец мира и земли дал христианам возможность общаться с собой, предлагает себя в Таинстве Тела и Крови Своих. Творец неба и земли предлагает человеку себя и соеденяеться небо и земля как во время Крещения расторглись Небеса и Творец явился на Иордане. Вот этому человечество должно удивляться, благоговеть перед величием, любовью, милосердием к роду человеческому, что не смотря на наши грехи Господь так возлюбил мир, что Себя являет, открывает небо». И поэтому братья и сестры, то величие которое Бог всем нам являет оно и несет ответственность. Мы с вами ответственны. Чем? Тем, что или мы благодарим Бога, через покаяние принимаем и усвояем и молим Бога усвоить то, что на Бог дает, или через нераскаянную жизнь пренебрегаем тем милосердием которое нам Бог дает. Дай Боже, чтоб этот светлый и радостный день, мы не только осознали что нам дает Бог, а и делали все чтобы то что Бог дает усвоять через исполнение Его Святых заповедей, которые изложены в Евангелии. Помоги нам в это Господи. Аминь.
ІНШІ ПРОПОВІДІ
- Воскресіння сина Наінської вдови
- Казанська ікона Божої Матері
- Сила молитви
- Ныне силы небесные с нами невидимо служат
- Проповідь в день памʼяті преп. Іова Почаївського
- Проповедь на Введение Пресвятой Богородицы
- Как должно исполнять Закон Божий
- Памʼять великомучениці Варвари
- Памʼять Сави Освященного
- Зцілення хворої жінки