Інші статті

О покаяния в современном мире
О покаяния в современном мире
Покаяние — духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах.


Кальян - церковный взгляд на проблему
Кальян - церковный взгляд на проблему
Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как бы представляет альтернативу сигаретам.


Как привлечь молодежь к церковной жизни
Как привлечь молодежь к церковной жизни
В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы.


Церковь и молодежь
Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии
На протяжении несколько лет небольшой храм при Почаевской Духовной семинарии в честь преподобных Иова и Амфилохия в ночь с 31 декабря на 1 января собирает под своими сводами более 1000 богомольцев.


новий рік в Почаєвській Семінарії
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.


Зачем перед иконой зажигаются лампадки
Зачем перед иконой зажигаются лампадки
Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин; 8, 12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.


Чего не дано «просвещенной» Европе
Чего не дано «просвещенной» Европе
Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком.


Вифлеемская пещера
Вифлеемская пещера
«Только некий Бог может спасти мир!» Это последний крик философов и пророков древних времен. Это крик человечества, томящегося во оковах князя мира сего, в лабиринте без окон и дверей, в жизни, теряющейся в нирване и гадесе.


Поучение на евангелие
Поучение на евангелие в крещенский сочельник и на Святое Богоявление
Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, сверх того, родился от неплодной

Проповедь в неделю изгнания Адама из рая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

 «Раю, мой сладкий раю», – такими словами праотец наш Адам плакал, когда потерял то блаженство, которое Господь сотворил ради него и для него. Первый человек должен был совершенствоваться в любви к Богу и распространить рай на всю землю. Но прельстившись дьяволом в образе змия, он ниспал и был изгнан из рая, мы тоже изгнанники на землю. Суть падения человека и всего человечества, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, было то, что человек до грехопадения был безгрешен, он не знал греха, но имел познание о том, что грех есть. Но знание о яде еще не убивает, а убивает вкушение яда. И так человек вкусил яд греха, и помрачился его ум, разум и воля, зло смешалось с добром, человек перестал отличать добро от зла, и делал зло как свою вторую природу, приобрел себе лжеименный разум. И те, продолжает святитель, кто доверяются своему разуму, и думает что он здоров, тот в очень большей прелести находится, которая есть пагубная и не спасительная. И корень нашего грехопадения заключается в том, что мы послушались внушению лукавого, и приняли это внушение, этот помысел, соблазнились лицезрением запретного плода, осязали его и самым действием, вкушением и умерщвлением осквернили себя. И святитель говорит, что этот корень как раз и надо врачевать посредством молитвы, призванием страшного и животворящего имени Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Господь очистил наш ум, разум, и чтобы мы не принимали помыслы вселукавого. Всякая молитва, наипаче краткая Иисусова, она способствует этому очищению. И так как молитва с постом, она очень действенная и слышимая, то наши молитвы надо соединять с воздержанием чрева, глаз и всех своих чувств, потому что то целомудрие, которое потерянное в раю, оно дается молитвою постом и предстательством Владычицы нашей Богородицы, о Которой Господь после Его изречения о наказании первому человеку, добавил, что придет избавление: «Семя жены сотрет главу змия».

 Преподобный Силуан говорит, что Адам плакал не о том, что потерял такой прекрасный рай, такую сладость, то блаженство, а о том, что он оскорбил любовь Божию. И когда он понял, что находится на земли уже вне благодати, вне любви Божия, он горько плакал и рыдал, что слышала вся земля его неизреченное рыдание. Преподобный Силуан говорит, что Адам горько плакал со словами: «Куда Ты скрылся от меня, Господь мой и Бог мой. Слезно ищу Тебя, и не могу найти». Но прежде, чем начать подвиг покаяния молитвы и поста, который мы должны створять и делать в тайне, мы должны знать, что есть условие прощения нашим обидчикам, нашим оскорбителям и всем тем, кто нам делал зло. Если мы будем прощать нашим обидчикам, то и Господь будет нам прощать. И, соответственно, если мы не прощаем, то и Господь нам не прости. И тот, кто преодолеет свою плоть, как ее называет преподобный Исихий Иерусалимский, древо познания добра и зла, начнет ее распинать со страстями плотскими и похотьми, призывая Господа Иисуса на помощь непрестанно, тот переступит ту ступеньку, когда сможет приблизится к тому блаженству, о котором нам Господь говорит: «Блажении нищии духом…», – и далее по восходящей,до той степени что человек ради того вкушения сладости от любви Божьей и Святого Духа, принимает скорби с радостью в этой жизни. И тот, кто сподобиться от Господа вкусить, насколько Он благ, насколько сладка Его любовь, Дух Его Святой, тот человек не будет помышлять уже о земном. Преподобный Силуан в дивном видении, в дивном созерцании спрашивал у Адама: «Адам, расскажи, как ты плакал о изгнании твоем из рая, как ты умолял Господа о прощении»? Адам отвечал, что он не может вспомнить земного, потому что уже вкушает сладость любви Божьей.

 Будем призывать на помощь святых, Владычицу нашу Богородицу в это благоприятное время вступления в Святой Пост, время света, когда все обнажается – дела тьмы, как в рентгене, будем видеть свои грехопадения и даже помыслы от лукавого. Будем призывать Владычицу, чтоб она помогала уцеломудрить свою волю, чтобы наша душа и тело умом и сердцем желали одного – Царства Небесного, потому что Адам потерял земное, но сподобился Любовию Божией во Христе распятом и воскресшем уже обновленного рая, где пребывает Господь Своею благодатью – светом Святой Предвечной Троицы, чтобы Господь молитвами праотца нашего Адама и Евы сподобил нас Царства Небесного, как Господь говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть». И когда наше сердце прилепится ко Христу, тогда будем стяжать богатство наше в Духе Святом через пост и молитву, через всепрощение наших ближних, через чтения Слова Божия, Святые Таинства, Причастия Святых Тела и Крови Господни, чтобы сподобится нам тоже этой вечной радости, сладости, мира неизреченного по великой Божьей милости. Аминь!

Иеромонах Афанасий Герман

ІНШІ ПРОПОВІДІ