Проповедь в неделю изгнания Адама из рая
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
«Раю, мой сладкий раю», – такими словами праотец наш Адам плакал, когда потерял то блаженство, которое Господь сотворил ради него и для него. Первый человек должен был совершенствоваться в любви к Богу и распространить рай на всю землю. Но прельстившись дьяволом в образе змия, он ниспал и был изгнан из рая, мы тоже изгнанники на землю. Суть падения человека и всего человечества, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, было то, что человек до грехопадения был безгрешен, он не знал греха, но имел познание о том, что грех есть. Но знание о яде еще не убивает, а убивает вкушение яда. И так человек вкусил яд греха, и помрачился его ум, разум и воля, зло смешалось с добром, человек перестал отличать добро от зла, и делал зло как свою вторую природу, приобрел себе лжеименный разум. И те, продолжает святитель, кто доверяются своему разуму, и думает что он здоров, тот в очень большей прелести находится, которая есть пагубная и не спасительная. И корень нашего грехопадения заключается в том, что мы послушались внушению лукавого, и приняли это внушение, этот помысел, соблазнились лицезрением запретного плода, осязали его и самым действием, вкушением и умерщвлением осквернили себя. И святитель говорит, что этот корень как раз и надо врачевать посредством молитвы, призванием страшного и животворящего имени Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Господь очистил наш ум, разум, и чтобы мы не принимали помыслы вселукавого. Всякая молитва, наипаче краткая Иисусова, она способствует этому очищению. И так как молитва с постом, она очень действенная и слышимая, то наши молитвы надо соединять с воздержанием чрева, глаз и всех своих чувств, потому что то целомудрие, которое потерянное в раю, оно дается молитвою постом и предстательством Владычицы нашей Богородицы, о Которой Господь после Его изречения о наказании первому человеку, добавил, что придет избавление: «Семя жены сотрет главу змия».
Преподобный Силуан говорит, что Адам плакал не о том, что потерял такой прекрасный рай, такую сладость, то блаженство, а о том, что он оскорбил любовь Божию. И когда он понял, что находится на земли уже вне благодати, вне любви Божия, он горько плакал и рыдал, что слышала вся земля его неизреченное рыдание. Преподобный Силуан говорит, что Адам горько плакал со словами: «Куда Ты скрылся от меня, Господь мой и Бог мой. Слезно ищу Тебя, и не могу найти». Но прежде, чем начать подвиг покаяния молитвы и поста, который мы должны створять и делать в тайне, мы должны знать, что есть условие прощения нашим обидчикам, нашим оскорбителям и всем тем, кто нам делал зло. Если мы будем прощать нашим обидчикам, то и Господь будет нам прощать. И, соответственно, если мы не прощаем, то и Господь нам не прости. И тот, кто преодолеет свою плоть, как ее называет преподобный Исихий Иерусалимский, древо познания добра и зла, начнет ее распинать со страстями плотскими и похотьми, призывая Господа Иисуса на помощь непрестанно, тот переступит ту ступеньку, когда сможет приблизится к тому блаженству, о котором нам Господь говорит: «Блажении нищии духом…», – и далее по восходящей,до той степени что человек ради того вкушения сладости от любви Божьей и Святого Духа, принимает скорби с радостью в этой жизни. И тот, кто сподобиться от Господа вкусить, насколько Он благ, насколько сладка Его любовь, Дух Его Святой, тот человек не будет помышлять уже о земном. Преподобный Силуан в дивном видении, в дивном созерцании спрашивал у Адама: «Адам, расскажи, как ты плакал о изгнании твоем из рая, как ты умолял Господа о прощении»? Адам отвечал, что он не может вспомнить земного, потому что уже вкушает сладость любви Божьей.
Будем призывать на помощь святых, Владычицу нашу Богородицу в это благоприятное время вступления в Святой Пост, время света, когда все обнажается – дела тьмы, как в рентгене, будем видеть свои грехопадения и даже помыслы от лукавого. Будем призывать Владычицу, чтоб она помогала уцеломудрить свою волю, чтобы наша душа и тело умом и сердцем желали одного – Царства Небесного, потому что Адам потерял земное, но сподобился Любовию Божией во Христе распятом и воскресшем уже обновленного рая, где пребывает Господь Своею благодатью – светом Святой Предвечной Троицы, чтобы Господь молитвами праотца нашего Адама и Евы сподобил нас Царства Небесного, как Господь говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть». И когда наше сердце прилепится ко Христу, тогда будем стяжать богатство наше в Духе Святом через пост и молитву, через всепрощение наших ближних, через чтения Слова Божия, Святые Таинства, Причастия Святых Тела и Крови Господни, чтобы сподобится нам тоже этой вечной радости, сладости, мира неизреченного по великой Божьей милости. Аминь!
Иеромонах Афанасий Герман
ІНШІ ПРОПОВІДІ
- Воскресіння сина Наінської вдови
- Казанська ікона Божої Матері
- Сила молитви
- Ныне силы небесные с нами невидимо служат
- Проповідь в день памʼяті преп. Іова Почаївського
- Проповедь на Введение Пресвятой Богородицы
- Памʼять великомучениці Варвари
- Памʼять Сави Освященного
- Зцілення хворої жінки
- Проповідь в неділю про митаря і фарисея: про день памяті новомучеників і ісповідників
- Верую, Господи, яко приидеши судити миру сему