Семинарский храм

27 (14) сентября

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста установлен в IV в. по случаю обретения Креста, на котором был распят Господь. После того как тело Христово снято было со Креста для погребения, враги Господа, иудеи, зарыли Крест Его вместе с крестами двух распятых с Ним разбойников на горе Голгофе. Впоследствии на этом месте был поставлен идольский храм. Прошло три столетия. Когда сделался императором Константин Великий, который первым из языческих императоров уверовал во Христа и объявил христианскую веру главной в своем царстве, мать его, царица Елена, пожелали отыскать Крест, на котором был распят Христос. Для этого она отправилась в Иерусалим, где был распят Господь, и спрашивала жителей: «Где искать Крест?» Один престарелый еврей показал место на Голгофе, где стоял идольский храм. Царица велела разрушить храм и копать землю. Действительно, здесь найдено было три креста, очень схожих между собой, но который из них Христов — понять было невозможно. Узнать это помог Сам Господь. В то время поблизости несли покойника, патриарх предложил возложить на умершего кресты, один после другого. Возложил один, потом другой, ничего не случилось. Но лишь возложили третий крест, мертвый воскрес. Тогда все поняли, что это был Крест Христов, и собрался народ в великом множестве; всем хотелось видеть и целовать Святой Крест. Но из-за многолюдства это было неудобно. Царица Елена и патриарх Макарий взошли с Крестом на возвышенное место и здесь его воздвигли, т. е. подняли (отчего и назван праздник Воздвижением) и поставили; и весь народ мог видеть Крест. Увидев святое древо, народ молился, восклицая: «Господи, помилуй!» Затем Крест поставили в храме. Части древа Креста Господня имеются во многих местах.

 Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого... Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1,18-19; 22-24).

 В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» — говорит апостол (1 Кор. 1,20); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «Для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1,23). Мирская мудрость — слабое Оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: «Оружия воинствования нашего... сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10, 4); и еще «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4,12).

 Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомого-мореские яблоки, о которых повествуется, Что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская — прах, а словом крестным мы получили все блага: «Се бо прииде Крестом радость всему миру».

 Святитель Димитрий Ростовский