Другие статьи

Церковь, наука и образование
Церковь, наука и образование
Наступивший XXI век принес новые надежды и тревоги, остро поставил перед нами вечные вопросы бытия - о добре и зле.


униаты
Патриархат Украинской греко-католической церкви - быть или не быть?
В настоящее время особенно динамично поднимается вопрос об установлении патриархата для УГКЦ. Однако мало кому известно, да и сами униаты этого не афишируют


суд Божий
Смерть, о которой знали еще год назад
В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела. Человек рождается смертным и любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти.


Чем опасны колдуны
Чем опасны колдуны и экстрасенсы (Узнаем правду о ясновидящих, потомственных целителях и колдунах)
Когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты


Опомнись, куда ты идешь?
Опомнись, куда ты идешь?(из писем игумена Никона пьющему человеку)
Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний себе вред. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу


Участь в конференції
«Зародження та розвиток українського цивілізаційного простору: проблеми національного державотворення, духовної та культурної самобутності українського народу»

Сила и действие молитвы
Сила и действие молитвы
Еще в июле 1865 года в сельце Александрове, в Клинском уезде, малолетние дети бывших дворовых людей его светлости, а ныне мещан, часу во втором пополудни пошли в ближайший лес полакомиться ягодами


О чудотворениях и чудесах
О чудотворениях и чудесах
Чем большие дела творил святой, тем больше он уничижался и смирялся перед Богом, сознавая, что дела эти творит не он, а Бог


Методика диспута с сектантами
Методика диспута с сектантами
Людям, желающим отстоять православие от нападок сектантов, можно предложить использовать следующие советы (исполнимые, естественно, только при том условии, что у собеседников есть достаточно времени для общения и взаимный интерес друг к другу)


новий рік в Почаєвській Семінарії
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.


Из жизни будущего века
Из жизни будущего века
Возвращение домой. Ах, как блаженно возвращение домой! Тем более сладко возвращение в дом, в котором ждут родители, и братья, и сестры, и дети, и друзья!


История одной непослушной дочери
История одной непослушной дочери
Большую силу имеет слово родителей! Оно может низвесть на детей благословение Божие; оно же, сказанное в раздражении, может окончательно погубить детей, т.е. навлечь на них тяжкие бедствия.


Психоневрологические заболевани
Психоневрологические заболевания на духовной почве
Рассмотрение этого рода заболеваний хочется начать со слов современного греческого писателя, митрополита Иерофея (Влахоса)


Представник Почаївської духовної семінарії побував на студентській конференції у місті Київ
12 березня 2012 року у Київській духовній академії і семінарії пройшла 3-тя щорічна студентська конференція

Другие статьи

Воспитываем детей
Воспитываем детей, но не перегибаем палку
Заботы родителей о родившемся дитяти прежде всего сосредоточиваются на его физическом воспитании, на уходе за телом и питании маленького, еще беспомощного существа.


молебен
Что такое молебен
Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных — молебное пение (молебен)


Для чего нужно кадило в храме
Для чего нужно кадило в храме
Начинается всенощное бдение. Хор торжественно и нескоро распевает 103-й псалом, говорящий о сотворении мира. А батюшка в это время обходит церковь с кадилом. Благоуханный дым наполняет весь храм


Как готовиться ко Святому Причащению
Как готовиться ко Святому Причащению
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью


Сколько раз в году причащаться
Сколько раз в году причащаться
Церковь не дает однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше практически ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю,


Как именуются святые
Как именуются святые
Разными подвигами люди угождают Богу. Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою.
Ругань и сквернословие

Ругань и сквернословие - кому это выгодно?

 Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5,4-5).

 Срамословие — болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои гадания историки культуры, этнографы, антропологи. Даже филологи (и кажется, больше всех — тоже «науку двигают») заинтересовались данным явлением. В настоящее время на Западе существует целая литература, переводная и оригинальная, на этот счет: многотомные описания всего одной только вещи — полового акта у различных народов и во все времена, естественного и противоестественного, в сопутствующей обстановке которому иногда думают находить условия происхождения срамословия; затем различные словари, сборники матерных слов и выражений и тому подобное.

 Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то тайное странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку — призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные. И удивительнее всего то, что человек, повторяя в XX веке по Рождестве Христовом некоторые бесстыдные слова и действия, и не догадывается, кому и чему он этим обязан из такого же по счету столетия, но только до Рождества Христова.

 Сквернословие встречается не только в устной речи, но и печатном виде — у писателей, а в среде малограмотных порождает так называемую «заборную литературу». И этот вид порока — не только отличительная особенность нашего времени, но существовал всегда и везде. Это и понятно, если принять во внимание, что было сказано выше о происхождении сквернословия.

 В древнем мире «заборная литература» была распространена не меньше (по качеству и по количеству), чем у нас. Порча стен красивых, побеленных известью или беломраморных домов древних Эллады и Рима, стен, представлявших такой удобный материал для письма, приводила часто хозяев в отчаяние и заставляла их вывешивать следующие объявления: «Прошу здесь ничего не писать». Подобные же предупреждения красовались в общественных местах, потому что и они не были застрахованы от похабников. Бесстыдными надписями прохожие иногда исчерчивали всю стену дома, так что из самих проходящих уже некоторые возмущались до глубины своей языческой души и сами в свою очередь прибавляли новую надпись, изливая в ней свое негодование.

 Но особенно поразительны и омерзительны факты из личной жизни «вождей» человечества и культурной мысли, разных гете, Шопенгауэров, Пушкиных, Лермонтовых, языковых, салтыковых-щедриных и множества прочих. Они особенно поучительны для внимательных к своей внутренней жизни и заботящихся о чистоте своего сердца. При виде того, как гении и таланты никнут от этой страсти, подобно цветам перед жаром раскаленной печки, при виде того, как у них с души зараза переходит иногда и на тело, и оно начинает гнить, и как ничтожной, «бросовой» вещью делается весь их громадный талант, бессильный, жалкий, никуда не годный, как не восплакаться простым людям и не обратиться за помощью к Богу, Единому Защитнику!.. Если наука и искусство, устанавливающие как законы прекрасного, так и границы дозволенного в изображении дисгармонии и несовершенства, наряду с аристократическим воспитанием не застраховывают от безобразия и безумия этой гнусности, то к чему они? Надо искать других путей... Спросят: где же искать? — В христианстве.

 Святые отцы и учители Церкви в первые века христианства, когда христиане постоянно сталкивались с развратными язычниками, были вынуждены непрестанно напоминать верующим об их высоком звании, чтобы они охраняли себя и опасались, как бы не заразиться самим тою же смрадною привычкой, которой больны язычники. Вместе с тем они разъясняли, в чем состоит истинное существо порока.

 Так, Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию крещения:

 «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека (Мф. 15, 18)... Не менее ревниво мы должны охранять себя от приражения к нам неблагопристойных речей; слух верующих во Христа должен быть защищен от этого».

Ругань и сквернословие

 Все дело в употреблении и цели. Ведь, в сущности говоря, «ни в словах, коими в нас нравственный стыд вызывается за некоторые органы, ни в самых этих частях тела, ни в половом совокуплении брачной четы... нет ничего такого, чем обозначалось бы в собственном смысле неприличное. Колено, икры и подобные члены не представляют собою чего-либо неприличного ни по наименованиям своим, ни по деятельности; половые же части человека составляют предметы стыда, а не позора. Непристойно, достойно стыда и срама и потому достойно наказания только противозаконное приведение в действо, потому что истинно непристоен лишь грех и его дела. Соответственно этому под речами неблагопристойными в собственном смысле можно разуметь говорение лишь о вещах греховных, например о любодеянии, и тому подобном. Однако же, нужно и праздной болтовни избегать».

 Как же христианину вести себя в присутствии сквернословов?

 Тут же, во-первых, обратиться умом к Богу, вооружиться Иисусовой молитвой и, во-вторых, если нельзя убежать, то переносить брань с терпением и осуждением себя самого.

 Вот пример: в Патерике рассказывается, как братия посетили одного святого старца, живущего в пустом месте. Они нашли вне монастыря его отроков, пасущих и говорящих непристойные слова. После того как они открыли ему свои мысли и получили пользу от знания его, говорят ему:

 — Авва, как ты терпишь таких отроков и не запрещаешь им, чтобы они не баловали?

 — По немощной природе, братия, — отвечал со смирением старец. — Я нахожу иногда дни, когда желал бы запретить им, и однако же, упрекая самого себя, говорю: если сего малого не переношу, то как могу перенести, если пошлется мне великое искушение? Поэтому-то я ничего не говорю им, чтобы получить привычку переносить случающееся.

 А в терпении — как старец знал — заключается заповедь и обетование спасения Самого Господа (Мф. 10, 22).

Подготовил Сторчевой С.В., преп. ПДС

ДРУГИЕ СТАТЬИ ЭТОГО АВТОРА

    Патриархат украинской греко-католической Церкви - быть или не быть?

    20-летие со дня основания духовного заведения

    Воссоединение униатов Западной Украины - малоизвестные страницы истории

    Воспитываем детей, но не перегибаем палку

    Как узнать и искоренить главный порок ребенка

    Кальян - церковный взгляд на проблему