Другие статьи

Из жизни будущего века
Из жизни будущего века
Возвращение домой. Ах, как блаженно возвращение домой! Тем более сладко возвращение в дом, в котором ждут родители, и братья, и сестры, и дети, и друзья!


История одной непослушной дочери
История одной непослушной дочери
Большую силу имеет слово родителей! Оно может низвесть на детей благословение Божие; оно же, сказанное в раздражении, может окончательно погубить детей, т.е. навлечь на них тяжкие бедствия.


Поучение на евангелие
Поучение на евангелие в крещенский сочельник и на Святое Богоявление
Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, сверх того, родился от неплодной


О покаяния в современном мире
О покаяния в современном мире
Покаяние — духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах.


Кальян - церковный взгляд на проблему
Кальян - церковный взгляд на проблему
Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как бы представляет альтернативу сигаретам.


Как привлечь молодежь к церковной жизни
Как привлечь молодежь к церковной жизни
В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы.


Церковь и молодежь
Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии
На протяжении несколько лет небольшой храм при Почаевской Духовной семинарии в честь преподобных Иова и Амфилохия в ночь с 31 декабря на 1 января собирает под своими сводами более 1000 богомольцев.


новий рік в Почаєвській Семінарії
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.


Чего не дано «просвещенной» Европе
Чего не дано «просвещенной» Европе
Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком.

В чем состоит сила влияния жены на мужа

В чем состоит сила влияния жены на мужа

 «Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока», — говорит святой Иоанн Златоуст. «Никогда никакие силы мужчины (в семье) не могут устоять перед добром или злом женщины; как бы ни оспаривали это, но это есть непреложный и неизменный закон человеческой жизни, пока будет существовать мир. Пусть не соглашаются с этими доводами многие, пусть отвергают силу влияния женщины на мужчину и окружающее ее общество. Но тому, кто это будет отрицать, стоит только поглубже, посерьезнее и последовательнее проследить влияние женщины, близко стоящей к мужчине, например, в семье, и тогда каждый согласится с нашими доводами... Если жена добра, любяща и искренна, то, несомненно, эти черты ее нравственного облика будут отражаться и на мужчине, и как бы он ни был суров по характеру и груб по своему нраву, он будет постепенно смягчаться и облагораживаться этим светлым влиянием жены. И наоборот, если жена зла, эгоистична и черства сердцем, то эти ее свойства непременно отразятся и на муже, и какими бы добродетелями ни отличался он и как бы ни был умен и сердечен, сила зла женщины проникнет и очерствит его сердце и изменит к худшему всю его жизнь. Точно такое влияние может иметь добрая или злая женщина и на среду, ее окружающую, близко с ней соприкасающуюся».

  «Добродетельная, благочестивая и разумная жена скорее всех может образовать мужа и настроить его благочестиво, — продолжает святой Иоанн Златоуст. — Ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу. Когда она увещевает и дает советы, это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И можно указать много случаев, когда суровые и неукротимые мужья были смягчены таким образом. Жена участвует с мужем во всем, и в трапезе, и в рождении и воспитании детей, и в делах его и интересах, и в весьма многом другом; она во всем ему преданна и соединена с ним подобно тому, как тело с головою. И если она будет разумна, хозяйственна и старательна, если не будет злоязычна, злонравна, сварлива, расточительна, не будет искать суетных украшений и нарядов, но вместо этого будет искать скромности, целомудрия, доброты и кротости, единодушия и семейного согласия, то всех превзойдет во влиянии на мужа, и поступая так сама, и мужа своего сделает еще благонравнее и любезнее к себе». Жена «своей мудростью может изменить нрав мужа, если он неисправен... прилагая к сему сколько есть сил и ума».

 Примером такой преданной мужу супруги-христианки может служить блаженная Моника — мать блаженного Августина (V век) Воспитанная в христианском благочестии, она была по необходимости выдана замуж за жестокого язычника Патрикия. Тяжелая и страдальческая была вся жизнь целомудренной и воздержанной христианки Моники с развратным и своенравным язычником-мужем. Но и здесь ее терпение и кротость побеждали. Имея такого мужа — вспыльчивого и крутого нрава, она достигала мира и согласия в семье и смягчала его строптивый нрав, главным образом, кротким обращением, молчанием и молитвою ко Господу о мире. Когда подруги с удивлением спрашивали ее, как она достигает мира в семье, она им отвечала: «Когда я вижу, что муж мой сердит, только в душе молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. И его вспыльчивость проходит сама собой, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любезные подруги, и будете так же спокойны».

 Вот залог мира в семье чтобы супруги в отношении друг к другу были не столько требовательны, сколько уступчивы, больше отыскивали один в другом добрые стороны, чем дурные, больше молились друг за друга, нежели обижались.

 Блаженная Моника служит примером того, какое могущественное влияние может оказать благочестивая жена на нечестивого мужа Ее молитва, ее безупречный образ жизни, ее неисчерпаемая любовь, ее неусыпная энергия и заботливость о нравственном исправлении подвигла упорного мужа-язычника к принятию ее веры. Перед смертью он принял святое крещение.

 Другой замечательный пример супруги-христианки мы имеем в лице святой Нонны, матери святого Григория Богослова, которая добрым нравом и терпением обратила своего мужа-язычника к христианству (впоследствии епископа Назианзского). Действуя в духе святой Моники и святой Нонны, каждая жена может достигнуть многого. Она может разобщить своего мужа с дурными людьми, ослабить влияние врагов веры Она может расположить его к молитве, к участию в богослужении и в святых Таинствах. Она может отлучить его от посещения худых обществ и безнравственных увеселений, от чтений безнравственной и противорелигиозной литературы, она может возвратить его в недра Церкви Христовой, как бы далеко от нее он ни отошел.

 Такое благотворное влияние на мужа в религиозно-нравственном отношении жена может оказывать только тогда, когда сама будет вести себя безукоризненно в его глазах. Апостол Павел убеждает христиан жить так, чтобы никто из внешних, не принадлежащих христианской вере, не мог упрекнуть их в нечестии (Тит. 2, 5). «Этим он хочет сказать, что если они, как христиане, не будут безукоризненны в глазах язычников и иудеев, то позор и порицание будут падать не на них только, но и на христианскую веру; ради них будет хулиться и христианская вера. Так, если жена нечестивого мужа и сама не будет безупречна, то она не только не достигнет цели, если бы хотела оказать влияние на религиозное настроение своего мужа, но вызовет у него чувство неуважения к христианской вере Недостатки и слабости жены муж поставит на счет христианской веры, которую она исповедует».