Нужно ли причащать больных
Многие пустынники, жившие вдалеке от храмов и священников, боялись умереть без Причастия и горячо молились Богу, чтобы перед смертью Он послал им священника с Причастием. Благой Промысел Божий исполнял молитвы Своих угодников и посылал им слуг алтаря, и причащались они Святых Тайн. Причастившись, они озарялись радостью и расставались с этим миром смиренно и спокойно. Были случаи, когда сам больной желал причаститься, но умирал до прихода священника, потом возвращался. Принимал Причастие и уходил уже безвозвратно... Безумие думать, что больной непременно умрет, если причастится. Множество примеров говорит об обратном. Я не раз присутствовал при причащении некоторых тяжелобольных, которые считались обреченными. Они живы и по сей день. Если больные от Причастия умирают, то логично думать, что здоровые от Причастия болеют. А это безумие и богохульство!
Если же случалось, что больной умирал после Причастия, то умирал он от болезни, а не от Причастия. Таков был Промысел Божий о нем. Но умирал он с очищенной и прощенной душой, примиренный с Богом и людьми. Мудрый человек думает о смерти и пока здоров, не говоря уже о болезни. В этом царстве умирания нет ничего реальнее смерти. Сказал Господь безумному богачу, который строил планы о том, как еще разбогатеть: Безумный! завтра возьму душу твою от тебя. А чье будет сокровище твое? (ср.: Лк. 12, 20). Когда больной умирает, горько раскаивается тот, кто не позволил ему причаститься. Однажды заболел некий человек. Услышав об этом, священник пришел к нему в дом и предложил исповедать и причастить его. Жена больного отказала священнику, говоря: «Нет, отче, не к смерти болезнь, не нужно, отче!» Священник ушел. Больной умер в ту же ночь. Тяжко горевала жена его из-за того, что не допустила к нему священника с Причастием. Или не знаете, братия, что Причастие для человека важнее любых поминок? Мир вам от Господа.
Святитель Николай Сербский "Письма, 38"