Как привлечь молодежь к церковной жизни
Методы и формы миссионерской работы с молодежью
В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В постановлении Архиерейского Собора 2004 г. говорится: «Во вне-богослужебной сфере могут использоваться культурные стили и формы, привычные для современной молодежи, если они наполняются православным содержанием». Формы и методы могут и должны меняться в зависимости от того, на какую аудиторию они нацелены. В «Концепции молодежного служения», принятой Священным Синодом в апреле 2000 г., сполна перечисляются все на сегодня возможные формы. На конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения» (февраль 2005 г.), организованной Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Отделом по делам молодежи, была предложена работа по группам, на которые условно можно разделить современную молодежь. Это и невоцерковленная молодежь, неофиты, молодежь, которая выбрала другие христианские конфессии или другие традиционные религии, и та молодежь, которая враждебно настроена по отношению к Православной Церкви. Воцерковленную молодежь иногда предлагают делить на тех, кто самостоятельно пришел к Богу и в Церковь, и детей верующих родителей, то есть тех, кто уже не первый год пребывает в Церкви, и кому их верующие родители пытались привить привычку и вкус к церковной жизни. Данная классификация молодежи включена также и в «Концепцию миссионерской деятельности»..
Но самое главное, что сформулированные методы апробированы и успешно работают как на епархиальном, так и на приходском уровнях. Сейчас уже никого не удивит священник на мотоцикле во главе мотопробега или миссионер, выступающий с проповедью на рок-концерте, молодежные православные фестивали и богослужения в приспособленных палатках и под открытым небом. В настоящее время стоит другая задача: привести разрозненную работу молодежных групп и организаций в единую систему. То есть, речь идет о создании в России по-настоящему массового православного молодежного движения.
Тем не менее, взирая на обилие предлагаемых форм и методов работы, миссионер, ведущий проповедь в молодежной среде, должен помнить следующее:
— всегда следует говорить серьезно и честно, не отрабатывая технологию и методологию. Даже если и существуют разработанные технологии, важно помнить, что само по себе Православие глубже и обширнее, чем любой метод, и пользоваться этим миссионерским преимуществом;
— уметь разговаривать с молодежью на понятном и доступном для нее языке. В то же время избегать употребления специфичного молодежного сленга и жаргона, не пытаться с помощью этого понравиться аудитории. «Использовать те реалии, которыми живет молодежь,— вполне святоотеческий подход. Это нужно для того, чтобы быть понятным, но не популярным» (прот. Максим Козлов);
— использовать близкие для себя формы и методы (это позволит миссионеру оставаться естественным); не выделять какие-либо одни формы работы, считая остальные неприемлемыми (например, до сих пор ведутся дискуссии и споры о необходимости и возможности выступлений священнослужителей перед многочисленной молодежной аудиторией, иногда неадекватно настроенной к происходящему. Обсуждается также и правомочность проведения так называемых «молодежных» и «детских» литургий, несмотря на то, что таковые уже существуют и выполняют свою миссионерскую функцию).
Наиболее многочисленной, и потому самой важной представляется на сегодняшний день невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию. При взаимодействии с данной группой рекомендуется метод «опосредованной миссии». Его суть выражается известными словами ап. Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (Пет. 4.10). Для работы с невоцерковленной молодежью, в целом позитивно относящейся к Православию, и неофитами, недавно пришедшими к Православной вере, пригодны методы, которые уже давно, с разной долей успеха используются в Церкви (катехизаторские курсы, занятия по изучению Священного Писания, воскресные школы для взрослых и т.п.). Эти методы можно обозначить как «непосредственную миссию».
Одной из самых актуальных проблем для современного молодежного движения Церкви является недостаточность методической базы — мало опубликованных программ и методических разработок молодежных проектов. А потому необходимо поставить на высокий уровень прежде всего просветительскую деятельность, направленную на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создать для этой цели современную богословскую методологическую базу. Следует более подробно знакомить и приобщать приходящую в Церковь молодежь к различным видам христианского служения, широко показывать социальную, трудовую и просветительскую деятельность, которую ведет приход (например, трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключенными).
Целесообразно создавать открытую православную молодежную среду, в которой была бы возможность знакомиться и общаться, совместно проводить праздники и дни рождения, делиться друг с другом опытом жизни и служения в Церкви, встречаться со священнослужителями, а также с интересными для молодежи людьми. Сплочению молодежи способствуют летние лагеря, паломнические поездки, военно-спортивные соревнования, краеведческая работа, деятельность в творческих студиях. Важно помочь молодому поколению получать ответы на волнующие его вопросы о вере и церковной жизни, а также помочь ему разрешить семейные, психологические и другие проблемы. Выполнению этой задачи способствуют, например, телефонная служба доверия, частные беседы или интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости или от вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Важно учесть, что духовное возрастание молодого человека неразрывно связано с духовной обстановкой в семье, поэтому следующим этапом в работе с молодежью должна стать работа с родителями.
Необходимо активное и продуманное использование в миссионерской деятельности современных форм творческой жизни молодежи в музыкальной (например, рок-музыка), литературной, художественно-изобразительной и иных сферах. Следует обратить особое внимание на качество миссионерской подготовки православно ориентированных массовых мероприятий, например, празднования «Дня православной молодежи» в праздник Сретения Господня.
Важно отметить наиболее распространенные ошибки проповеди в молодежной среде:
— Благовествование о Христе и спасении в Нем подменяется внешней церковностью. В основе этой ошибки лежит мысль привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия — к церковному обряду, который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным содержанием.
— Формирование в массовом сознании образа Церкви, который не соответствует ее изначальной подлинной сущности. Церковь рассматривается как традиционная для России и поэтому приемлемая для русского человека. При этом совсем забывается о кафоличности и вселенском характере Православной Церкви.
Акцентирование проповеди на смерти, муках грешников, аде, бесах и их кознях, запугивание антихристом и глобализацией. Христос в такой проповеди выступает фоном, а не смыслом духовной жизни.
— Обращение проповедника не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, а к псевдоцерковным преданиям, «негодным и бабьим басням» (1Тим. 4.7), что приводит к искаженному восприятию Предания Церкви.
— Подмена проповеди Христа призывами исключительно к социальной деятельности.
Из-за подобного рода ошибок религиозная жизнь в Право¬славной Церкви рассматривается исключительно как система запретов. При этом совершенно забываются слова Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8.32). Однако, с другой стороны, миссионер призван чувствовать гра¬ницы церковной традиции и не уклоняться в «протестантизм».
Цитируем по книге "Миссиология", Миссионерского отдела Московского Патриархата.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ
Рок - наркотик? Влияние рок-музыки на человека Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии |