Лето в Почаевской Семинарии
Как принято, лето – это пора отдыха и, как все студенты, семинаристы разъезжаются на каникулы, на долгожданный отдых от лекций, изучения толстых книжек, серых будней, и внешней строгой дисциплины. Но кроме прекращения занятий, как известно, остаются еще послушания, которые нужно кому-то исполнять. Среди них и дежурства в храмах Лавры и по фое Семинарии, и заготовка дров на зиму, и уборка в Семинарском храме, в котором студенты, даже летом, проходят Богослужебную практику, упражняясь в пении и чтении во время службы. А так как студент, он и летом студент, поэтому некоторые несут послушание и в семинарской трапезной. Но чтобы не оставлять Семинарию без присмотра, каникулы делятся на две смены: один месяц отдыхают одни, потом их сменяют другие.
Летний день семинариста начинается … не с кофе. Один из братьев читает в храме утренние молитвы, а остальные прилежно слушают. Испросив у Господа благословенье на предстоящий день, все идут на трапезу, после которой, каждый идет на дело, на которое назначен: кто на заготовку дров, кто на уборку храма, а кто проводит экскурсии по Лавре, гостеприимно принимая паломников и повествуя им об истории Обители. В свободное время студенту ничего другого не остается, кроме, как отдыхать или прочитывать те книги, на которые не хватало времени во время учебы. День заканчивается тем, с чего и начался – с молитвенного благодарения Богу и прошения у Господа крепости и сил в нашей земной жизни.
Уезжая на каникулы семинарист остается семинаристом и если на отдыхе отсутствует фактор исполнения строгих семинарских предписаний, то всегда остается дисциплина внутренняя – совесть, которая, как никто другой, напоминает на какое служение ты призван, поддерживая внутреннюю духовную форму.