Рождественский пост
"Поскольку мы не постились, то изринуты из рая!
Потому будем постится, чтобы снова взойти в рай."
Св. Василий Великий
28 ноября - начало Рождественского поста. Он установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым, когда наша жизнь, снова оживает силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастником Божественной природы. Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало. Святитель Василий Великий пишет: “Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакоже не перестает грешить”.
Что касается правил воздержания, предписанных Церковью в Рождественский пост, то они такие же, как и в Петров пост. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник и четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешения поста положено только на вино и елей. От 20 декабря (старого стиля) до Рождества пост усиливается, и в эти дни, даже в субботу и воскресение, рыба не благословляется.
Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что в этот день принято есть сочиво, которое готовится из зерен пшеницы, риса. Типикон предписывает не вкушать ничего до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с литургией, кончается в обеденное время. После окончания службы разрешается постная пища с растительным маслом. Верующие стремятся встретить сочельник в храме, и многие в этот день причащаются.
Святитель Иоанн Златоуст учит, что “кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами; посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым, и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни.” И еще – “ кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело”.
Святитель Тихон Задонский дает такое наставление : “Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост был, полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи также пост и злым прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память твоя от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои, от еже не видети суеты; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждений, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого и гнилого слова; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо. Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и воздерживай себя всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься”.
Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему беспредельно хотя бы период постов: усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами (священник Александр Ельчанинов). Приготовим себя ко Рождеству Иисуса Христа, великому празднику, дню, когда нас ради родися отроча младо – превечный Бог”!
Подготовила Кузьма Н. В., преподаватель ПДС