Храм святого Николая в Бари
Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца. Посланцы на Флорентийский собор (1439), составившие самые ранние описания Европы, кратко упомянули о барградской святыне. Стольник П. А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл города первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б. П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея.
Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были приняты царем. В 1852 г. в Бари побывал Великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.
Двенадцатого мая ст. ст. 1911 г. в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая II, внесшего 10 тысяч рублей. Комитет, возглавленный знатоком древнерусского искусства князем А. А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.
В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица.
Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен Николаем II 30 мая 1912 г. со сметой в 414068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью в 200 человек в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней,
В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».
Светские власти Бари приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день пе-ренесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок. В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи.
Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елизаветы Федоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников».
На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г, На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии.
В июне-июле 1914 г. Бари посетил Великий князь Олег Константинович (через год погибший на войне), который, вникнув в дело; предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.
Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20-30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).
Невзирая на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари.
В конце 1990-х годов в Бари резко увеличился поток паломников из России. Сообразуясь с изменившейся ситуацией, городские власти приняли решение, согласно которому большой (верхний) храм был передан Московской Патриархии, а нижний (малый) по-прежнему оставался в собственности Русской Зарубежной Церкви. В 2006 году произошло реальное воссоединение обеих Церквей, и теперь в храме святителя Николая в Бари паломники могут молиться «едиными усты и единым сердцем».