О любви и браке
О брачной жизни хорошо и понятно написано в Новом Завете. Святые апостолы с отеческой любовью и строгостью напоминают и мужьям, и женам, и детям: главенство мужа над женой сравнивается с главенством Христа над Церковью (см.: 1 Пет. 3, 1-8). Любовь мужа к жене должна быть подобна любви Христа к Церкви, за которую Он принес Себя в жертву (1 Тим., 9-15; 5, 1-15; 1 Кор. 7, 1-16). Замужняя женщина спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим.2, 15). А та, которая живет в телесных страстях, наслаждениях, заживо мертва. Дети почитают и слушают своих родителей. Не бывает союза без обязательств. Как освященный брак символизирует Христово единство со Святой Церковью и духовный брак Христа с душой всякого верного христианина, так, с другой стороны, прелюбодеяние и блуд символизируют сатанизм, измену любви Божией, разрыв единства с Богом. А это все по воле сатаны, который желает, чтобы развратилась, осуетилась Божественная любовь в людях. Для него невыносима чистая Небесная любовь, а приятна телесная похоть во всякой нечистоте. Бесплодны дела тьмы (Еф. 5, 11) – это та приманка, которой он заманивает людей во ад. Во Святом Божественном Писании часто прелюбодейством и блудом называется отпадение от Единого Бога и поклонение идолам. Пророки и апостолы громогласно осуждают оба этих срамных греха как погибельные для души. Изменяет ли муж жене или поклоняется идолам, в обоих случаях он отпадает от Бога и делает то, что угодно диаволу. Любовь не имеет ничего общего с прелюбодеянием и блудом. Существует одно преступление против любви, тяжкое, как блуд и прелюбодеяние, даже еще тяжелее. Это богоборчество лицемерных старейшин народных, у которых на языке любовь к народу, а в душе презрение к нему. Под видом закона они грабят и угнетают народ и отвергают правду, милость и веру. Это те, которым Бог мешает, а Христос досаждает, и они действуют лукаво, чтобы увести народ от Бога. А Христа распинают. Это самые большие враги народа, которые гонят и убивают его истинных друзей…
Святитель Николай Сербский "Любостиньский стослов"